Акварельная лаборатория. Выпуск №1: Природная грануляция в акварели

29 ноября 2018
Друзья, встречайте наш новый цикл статей «Акварельная Лаборатория». созданный совместно с одноименным российским акварельным проектом Watercolor_lab!

Художники Дарья Мировова и Татьяна Головко изучают свойства красочных пигментов, бумагу, процессы создания красок, помогая художникам по всему миру понять материалы и взять от них максимум.
Сейчас Watercolor_lab стремятся рассказать об этом другим художникам и помочь наладить ту самую связь между творцом и его инструментом. Чтобы процесс рисования из противостояния с бумагой, красками и другими материалами превратился в крепкий и плодотворный союз.
Кстати, недавно мы выпустили наш совместный продукт — рабочую тетрадь для акварелистов Aquarelle Workbook.
Ну что, приступим?

Природная грануляция в акварели

В последнее время эффект грануляции в акварели набрал большую популярность. И если вы хоть раз задавались вопросом: «Как и у каких производителей искать краски с грануляцией?», эта статья специально для вас! Давайте разбираться.

Начнём с того, что способность создавать текстуру в красочном слое – это, по большей части, свойство пигмента. Производитель с помощью рецептуры краски может это свойство либо подчеркнуть, либо приглушить, но только до определённой степени. От природы пигмента никуда не деться.

Акварель Talens "Van Gogh"

1.jpg

Например, очень сильно на это свойство влияет размер частиц пигмента. Чем частицы крупнее, тем больше шансов у краски порадовать вас неоднородной текстурой и эффектом грануляции. Исторически высоко ценились прозрачные и однородные краски, поэтому мелкий помол и деликатную текстуру легко отследить у брендов с классической направленностью – Schmincke, Winsor&Newton, Rembrandt и т.д.

Далее. Как в красочном слое появляется неоднородность? Здесь имеют место два различных процесса.

Грануляция: крупные и тяжёлые частицы пигмента выпадают в осадок и застревают в ячейках фактуры бумаги, создавая неравномерную текстуру.

Флокуляция: частицы пигмента собираются в группы и образуют хлопья (флокулы). В отличие от грануляции эти хлопья не обязательно тяжёлые и могут плавать на поверхности, визуально на высохшем слое это явление напоминает эффект кракелюра. Однако, такой “узор” может достаточно равномерно распространяться по поверхности всего красочного слоя.

2.jpg

Мы, художники, люди неискушённые и обычно называем грануляцией любую неоднородность красочного слоя. Ничего плохого в этом нет, но если вы научитесь их различать, то в своих работах сможете найти данным эффектам различное применение.

Текстуру проявляют многие традиционные пигменты. Пройдёмся по некоторым наиболее распространённым группам:

Ультрамарины [PB29, PG24, PV15, PR259]

Кобальты [PB28, PB35, PB36, PB72, PB73, PB74, PG19, PG26, PG50, PY40, PV14, PV49, PBk13]

Земли [PY41, PY42, PBr7, PBr6, PR101, PR102 и др.]

Кобальтам и ультрамаринам очень свойственна флокуляция, причём у кобальтов “хлопья” часто крупнее. Все они интересно работают как сами по себе, так и в смесях, придавая красочному слою неоднородность. Земляные пигменты по текстуре бывают очень разнообразны, можно встретить и флокуляцию, и грануляцию, и всё одновременно! Также в примере на фото есть окись хрома [PG17]. Ей, как и её родственнику виридиану [PG18], тоже свойственна неоднородная текстура.

3.jpg
Многие из перечисленных пигментов широко распространены среди разных производителей. Соответственно, “краски с грануляцией” можно найти в ассортименте любого бренда.

Конечно, есть пигменты, которые используются не повсеместно и дают более выраженные эффекты, например, чёрный оксид железа [PBk11] или поттерс пинк [PR233]. Есть бренды, рецептура краски в которых только подчёркивает природную грануляцию, например, Daniel Smith. Но всё же грануляция и флокуляция – это не что-то далёкое и недоступное, это то, что уже есть в вашей палитре, стоит только внимательно изучить свои краски.

Материал представлен Watercolor_lab.



Поделиться:


Каталог