Основы акварельной науки

12 апреля 2022

Вы мечтаете попробовать акварельную технику, но вам сложно разобраться во всех ее тонкостях? Не переживайте, специально для таких случаев мы подготовили множество интересных статей.

Любой навык начинается с теории, и сегодня мы устроим для вас вводный урок в мир акварельной живописи, разберем что это за материал, какие у него особенности и как же начать с ним работать.  

1.JPG

Акварель — водорастворимая краска на основе пигмента (натурального или синтетического) и связующего. Ее основное свойство заключается в прозрачности и воздушности красочных слоев.  

Конечно, в мире существуют цвета, которые являются кроющим. Они позволяют работать в более плотной технике, но все-таки в большинстве своем акварельные краски создаются именно прозрачные.  

Перед тем, как начать творить, убедитесь, что у вас есть полный стартовый набор для рисования акварелью. Более подробно этот момент мы разбираем в этой статье, ну а здесь приведем лишь список необходимых материалов. 

Для рисования вам потребуются:  

По желанию: 

2.JPG

Ну вот, а теперь поговорим о самом процессе рисования акварелью

В первую очередь стоить помнить, что акварель очень свободный материал, который практически не прощает ошибок. Однако не расстраивайтесь, каждая ошибка — это опыт, который может привести к интересным результатам и открытиям. 

Лучше всего перед тем, как наносить краску на бумагу — послойно продумать цветовые решения в своей будущей работе. Это позволит вам меньше переживать и получить более предсказуемый результат.  

Помимо этого, акварель очень требовательна к бумаге. Из-за того, что для ее использования необходима вода, нам не подойдет бумага для графики или скетчинга —- она просто пойдет волнами и не позволит краски плавно растекаться по своей поверхности. Именно поэтому для работы с акварелью нужна специализированная бумага плотностью от 200 г/м2 и выше. 

Когда вы будете создавать предварительный набросок будущей работы, стоит очень аккуратно использовать ластик. Бумага материал довольно капризный, и если начать очень усердно избавляться от нежеланных карандашных линий, можно повредить ее верхний слой и тогда поверхность немного “распушится”, и краска в этом месте будет ложится пятнами. 

3.JPG

Для того, чтобы наша бумага сильно не деформировалась и при высыхании вернулась в изначальный вид, ее желательно зафиксировать. Сделать это можно при помощи малярного скотча, создав своеобразную рамку по периметру нашего листа бумаги. Как только вы закончите писать картину, просто аккуратно удалите скотч, и у вашей работы уже будет готово небольшое обрамление. 

Совет: Вы можете фиксировать свою бумагу прямо на столе или мольберте, но мы рекомендуем использовать деревянные или акриловые планшеты для рисования. 

Если вы взяли в руки акварель впервые, тогда перед тем, как браться за масштабные картины, мы рекомендуем выполнить несколько простых упражнений. 

Для первого упражнения нам понадобится всего один цвет акварели. Очертите на своей бумаге небольшую область произвольной формы, размером примерно 10 сантиметров, и попробуйте заполнить ее в виде плавного перехода цвета, то есть градиента. 

Сверху должен находиться более темный оттенок краски, а затем начинайте потихоньку двигаться вниз и по чуть-чуть добавляйте в красочный замес чистую воду, чтобы оттенок становился светлее. В итоге, когда вы спуститесь к нижней части вашей фигуры, цвет вашей краски должен быть практически белым. 

Это одна из основных техник работы с акварелью. Со временем вы можете усложнять себе задачу, создавая градиенты из нескольких цветов или добавляя интересные цветовые акценты поверх ваших цветовых заливок. 

Совет: Вы можете попробовать “высветлять” цвет прямо на бумаге, или заранее подготовить красочные замесы разной яркости у себя на палитре. 

4.JPG

Второе упражнение можно выполнять одним или несколькими цветами акварели. Суть в том, что мы будем учиться создавать мазки различной формы и толщины при помощи наших кистей. Подготовьте себе на палитре красочный раствор и начинайте экспериментировать!

Ваша задача в том, чтобы прочувствовать свою кисть и понять, как она ведет себя в работе. Попробуйте создать очень толстые и очень тонкие линии. Пусть они будут разной длины, а затем вообще начнут превращаться в волны или произвольные кляксы. 

Выпустите своего внутреннего ребенка и просто наслаждайтесь игрой с цветовыми пятнами и линиями. Вы можете разнообразить упражнение, начав создавать цветовые пятна из нескольких оттенков. Попробуйте посмешивать краски между собой и посмотрите, какие цвета можно получить из вашей палитры. 

5.JPG

А вот если у вас есть маскирующая жидкость, можно пустить в ход и ее. Этот инструмент по своей сути — жидкий латекс, который высыхает на воздухе и создает защитный слой на бумаге. Работать с ним лучше синтетическими кистями, и после использования их необходимо сразу же промыть в теплой воде, иначе латекс застынет на ворсе и кисти придут в негодность. 

Просто нанесите на бумагу капли, мазки и кляксы произвольной формы и подождите, пока жидкость застынет. Потом поверх этого нанесите акварель любимого цвета, и вновь дождитесь полного высыхания. А теперь — самое интересное. Пальцем аккуратно подденьте высохший латекс, а затем медленно удалите с поверхности бумаги. После этого области, которые вы защитили маскирующей жидкостью, вновь открыты, и вы можете оставить их незакрашенными или нанести на эти участки новый цвет акварели. 

Совет: Этот инструмент можно использовать, когда вам необходимо сохранить белую бумагу в области бликов или тонких деталей, например кошачьих усов или канатов на воздушном шаре. 

А теперь — самое время еще немного поэкспериментировать. Каждый акварелист досконально знает свой акварельный набор, а для того, чтобы этого достичь, необходимо сделать цветовые выкраски каждого цвета. Удобнее всего будет, если выкраски будут выполнены в технике градиента, тогда вы сможете увидеть, как краска ложится на бумагу в зависимости от насыщенности красочного замеса. 

Для выкрасок вы можете использовать наши специальные карточки, или просто обычный лист акварельной бумаги, который у вас есть. Ваша задача — выкрасить все краски, которыми вы планируете пользоваться. При желании вы также можете посмешивать их между собой, чтобы увидеть, какое многообразие оттенков есть в вашем арсенале. 

Это упражнение необходимо только на первых парах, когда вы только открыли свой акварельный набор. В дальнейшем вы привыкните к нему и запомните все его особенности. Можно сказать, что со временем вы интуитивно начнете смешивать краски, даже не задумываясь об их пигментном составе. 

6.JPG

Ну а напоследок несколько советов, которые помогут вам быстрее освоиться в акварельной живописи :) 

  • Не бойтесь использовать много воды. Некоторые краски и пигменты раскрываются только тогда, когда жидкости на бумаге в избытке. 

  • Используйте только специальную бумагу для акварели, тогда у вас не будет дискомфорта в процессе рисования. 

  • Пробуйте разные кисти, не останавливайтесь только на белке или синтетике. Каждый ворс имеет свои свойства и по разному берет и отдает краску на бумагу. Например для прорисовки мелких деталей лучше подойдет упругая синтетика, а вот для создания плавных градиентов — белка или колонок.   

  • Не бойтесь ошибок и экспериментов. Нет неудачных работ, есть только интересный опыт!

  • Попробуйте разные техники работы с акварелью: по мокрому, по сырому, лессировка или а-ля прима. Так вы сможете понять, что же вам подходит больше всего. 

На этом мы заканчиваем введение в акварельную живопись. Если у вас еще остались вопросы, то ждем их в комментариях под этой статьей. 

Надеемся, этот материал помог вам разобраться в основах акварельной техники, и вы уже выбрали свой первый набор красок. А пока заветная коробочка находится в пути — загляните в наш блог, там много полезных и интересных статей о самых разных художественных материалах и не только ;) 



Поделиться:


Каталог