Сразу оговорюсь, что у меня нет цели подорвать основы академического подхода к рисованию и живописи
Вы наверняка знакомы со следующими утверждениями:
- Лист вращать нельзя;
- Ластик использовать только в случаях крайней необходимости;
- Рисовать можно только классическим карандашом, который заточен особенным образом;
- Белила использовать крайне нежелательно и уж точно недопустимо использование белой акварели;
- Всякие там маскирующие жидкости для неумех и лентяев;
- Линейка и циркуль? Вы не должны знать таких слов;
- Гуашь/маркеры/цветные карандаши - этим же рисуют только дети!
Так ведь можно почитать пару статей "вдохновляющих на творчество", отчаяться и забросить свою мечту, особенно если вы учитесь всему сами.
Давайте разобьём все эти предубеждения в пух и прах по порядку!
Лист вращать нельзя.
Этот навык актуален для художников, расписывающих стены и работающих на огромных холстах. В этих случаях действительно повернуть "лист" будет проблематично или невозможно. Но в остальных случаях почему нет?) В своей практике я не нашла разумных объяснений этому правилу, поэтому кручу лист, как мне удобно.
Ластик использовать только в случаях крайней необходимости.
Понятно, что это правило формирует дисциплину, но нельзя отрицать и того, что возникло оно тогда, когда ластик мог просто убить бумагу за один взмах. Время идёт, а эти мифы перепечатываются из года в год в неизменном виде.
Например, я использую аж три ластика в каждой своей работе. Мягкий механический стандартного размера для вычищения наброска, чтобы сделать скетч красивым. Затем клячку для снятия интенсивного слоя графита (чтобы подготовить рисунок под акварель). А также, очень тонкий механический ластик для светлых акцентов, им можно стереть даже одну ресничку не задев соседнюю.
Рисовать можно только классическим карандашом, который заточен особенным образом.
Это один из моих любимых мифов! До тех пор пока я не попробовала механический карандаш, я ненавидела делать наброски, т.к. меня просто выводила из себя необходимость постоянной заточки. Это же отнимает целый вагон времени! Теперь же, я обожаю рисовать карандашом, доводить скетчи до ума.
Вы знаете, что механический карандаш может иметь стержень 0,2 мм!? Он даёт невероятно тонкую и точную линию, одно удовольствие! И без заточки!
Белила использовать крайне нежелательно и уж точно недопустимо использование белой акварели.
Здесь опять же прослеживается логика. Конечно, акварелью можно рисовать без белил, т.к. эту функцию выполняет бумага. Но обратите внимание на состав некоторых прекраснейших оттенков ваших акварелей, они зачастую уже имеют белила в своей формуле! Так что же мешает вам экспериментировать и искать свои уникальные оттенки?! Просто всегда делайте выкраски и пробуйте свои новые цвета на бумажной палитре.
А вот гуашь и многие другие материалы без белого цвета даже трудно представить.
Всякие там маскирующие жидкости для неумех и лентяев.
А если вы придумали композицию с миллионом мелких деталей и не хотели бы заниматься воплощением своей идеи вечность? Ну, думаю вы поняли :) Ещё как можно использовать маски! Один из примеров для подражания и мастер акварели Thierry Duval во всю использует маскирующую жидкость в своей работе, и это ему вовсе не мешает.
Линейка и циркуль? Вы не должны знать таких слов.
На самом деле вам может понадобиться куда больше подручных средств для создания своих шедевров. Например, ботаники знают как точно нужно иногда измерять соотношения деталей растения, чтобы правильно его запечатлеть. В их арсенале можно встретить и специальный измерительный циркуль, и трафарет для ластика, и много других интересных принадлежностей.
Линейка и/или гибкая лента пригодятся вам для проверки себя и своих построений.
Думаю, что в защиту маркеров можно даже ничего не говорить, достаточно прогуляться по соответствующим тегам и пабликам, посмотреть на эскизы всемирно известных модельеров, чтобы понять, что это не детские фломастеры.
Гуашь и цветные карандаши уже давно имеют новые формулы и прекрасно используются профессионалами.
Я бы сюда ещё добавила краски-металлики, медиумы, интерферентную акварель и прочие достижения цивилизации, которые созданы для того, чтобы расширить ваши возможности, для того, чтобы вы смогли найти "свой" материал, экспериментировали, изобретали новые техники и вообще покоряли мир.
Надеюсь, что основная мысль понятна, любое подобное предубеждение может ограничивать творческое развитие, усложнять процесс обучения и практики, да и просто принуждать к борьбе с неудобным для вас материалом.
Статья предоставлена Ольгой Кривовой.