Совет_мольберт_берет. Выпуск №3: Смотреть и видеть — в чём разница?

Теги: #советы, #совет_мольберт_берет
Друзья, встречайте третий выпуск полезных советов и лайфхаков от художницы molbert_beret!

Наверное, многие из вас слышали выражение: "смотреть и видеть - это разные вещи". А вы когда-нибудь задумывались почему?

В чем именно заключается разница? Какова тайна художественного видения? Как наши знания об окружающем мире мешают нам видеть? Какие вопросы следует задавать себе в моменты наблюдения за натурой?
Давайте разбираться вместе!

Как мне кажется, видеть - это анализировать, соотносить, углубляться в детали, но не терять при этом целостность восприятия. Видеть - это задаваться целью познать что-то.

Что же мешает нам видеть как художник?

В процессе моего обучения рисованию (а училась я самостоятельно), я пришла к выводу, что во многом нам мешают наши знания об окружающем мире.

Например, что яблоко, гранат, апельсин - круглые. Интересно почему, когда мы рисуем их круглыми нам не нравится результат?
Конечно, эти фрукты определенно шарообразной формы, но все же неправильной. Порой можно подметить углы, и вмятины, и некую приплюснутость, чего только не бывает с натурой.
Но наш мозг упорно твердит нам: "яблоко круглое, ну-ка сотри эту неправильную линию!"
Было у вас такое? Если да, то читайте дальше.

Мы разобрались, что некоторые обстоятельства мешают нам видеть объекты такими какими они являются. Что в таком случае может помочь нам решить эту проблему?
1.jpg
Картинная плоскость

Википедия определяет картинную плоскость как воображаемую плоскость, расположенную перпендикулярно лучу зрения (направлению взгляда на объект). Немного сложно.

Впервые термин "картинная плоскость" я встретила в знаменитейшей книге Бетти Эдвардс "Откройте в себе художника" (кстати, очень советую данную книгу к прочтению, она действительно помогает при достаточной мотивации).

Так вот, информация о существовании картинной плоскости натолкнула меня на один очень интересный и простой прием, который теперь помогает мне в каждой новой работе!
 
Стоит оговориться, что начинающим художникам настоятельно рекомендуется рисовать с натуры, а не с фотографии и/или монитора. Потому что рисование с натуры заставляет ваш мозг дымиться и пыхтеть (особенно сложно в самом начале), так как ему приходится перерабатывать 3D изображение в плоское (вы переносите объёмную натуру на плоские лист и/или холст), создавая иллюзию объёма. Таким образом, вы быстрее прогрессируете, а также глубже понимаете перспективу и законы светотени.
А если вы рисуете с плоскости на плоскость, вы избегаете этап с преобразованием, вам легче и приятнее работается (конечно, ведь наш мозг всегда рад, когда мы облегчаем ему задачу), прогресс идёт медленнее, рисование с натуры пугает.

В чем же заключается способ рисования с натуры, который помогает мне?

Многие художники используют карандаш в качестве измерителя длин и пропорций, а также для уточнения направления линий.
Если мы рисуем с монитора или с распечатанного изображения, для определения направляющих линий будущего рисунка мы просто прикладываем карандаш параллельно плоскости исходного изображения и переносим наше измерение в виде направления карандаша на лист.
    
К какой плоскости прикладывать карандаш если мы рисуем с натуры? Правильно, к воображаемой!

2.jpg


Порой рисуя с натуры и определяя направления линий, так и хочется "воткнуть" карандаш в глубину пространства (фото 1), но это неправильно, так как мы будто пронзаем картинную плоскость, игнорируя, что 3D объект необходимо перенести на плоскость.

Поэтому, рисуя с натуры, следует представлять между собой и объектом некое стекло. Но недостаточно представлять! На первых порах можно использовать реальную плоскость как ориентир. Не всегда у нас в распоряжении имеется кусочек стекла или пластика (из которых обычно и делается картинная плоскость), поэтому самый простой вариант это ставить руку между собой и натурой (фото 2).

Перемещая карандаш по импровизированной картинной плоскости, снимаем показания с натуры.
 
Таким образом вы как бы создаете проекцию с объемного объекта путем анализа и замеров, одновременно проверяя себя и свой набросок (как это показано на фото 3).
 
Попробуйте! Это действительно работает! А самое главное, как только вы начинаете понимать как именно это работает, постоянно практикуясь, вы заметите, что уже обходитесь без этого приема.

3.jpg


Наш мозг очень любит обманывать нас, иногда мы смотрим и думаем, что видим, что линия направлена направо, но стоит проверить себя и выясняется, что направление линии идёт налево или вообще прямо. Нам всегда следует подвергать то, что мы видим разумным сомнениям!

Вопросы, которые помогут анализировать натуру:

Что я знаю об объекте? А что я вижу?

Обычно, отвечая себе на второй вопрос, мы подмечаем изменения, которые происходят с натурой в зависимости от сложности ракурса, природной формы и освещения. Таким образом, мы как бы доводим наши наблюдения до сознания и работаем на новом уровне.

Эта линия идёт вправо или влево? Вверх или вниз? Она волнистая, ломанная или прямая?

На эти вопросы помогает отвечать прием с воображаемой плоскостью.

Это угол, он острый? Или прямой? Или он очень развернутый, но все же ещё не прямая?

Отвечая на эти вопросы, не бойтесь себя проверять с помощью карандаша или любого другого подручного средства.

Получается, что художественное видение — это много дисциплины, анализа, работы над собой, постоянная практика и никакой магии… ну разве только чуть-чуть

Статья предоставлена molbert_beret.


Поделиться:


Каталог