Тушь — искусство в монохроме

15 марта 2021

«Тушь содержит все оттенки» — гласит высказывание из Древнего Китая. И сегодня мы поговорим об этом многогранном инструменте — узнаем из чего он состоит и какие возможности открывает перед художниками.

Это один из старейших материалов, дошедший до нас и не потерявший своей актуальности. Тушь — это взвесь нерастворимых красящих пигментов (чаще всего сажа) со связующим веществом. При работе на бумаге пигмент оседает на поверхности, формируя плотную пленку. Выпускается в двух видах — в жидком и сухом, в виде брусочков. 

Жидкая тушь сразу готова к использованию и не требует предварительной подготовки. 

Сухую тушь необходимо подготовить — растереть в специальной каменной тушнице с водой до нужной консистенции и насыщенности цвета. Заготовить такую тушь впрок не стоит — она испортится. 

1.jpg

Тушь производится в следующих вариантах: 

Тушь на водной основе — самая жидкая форма, после высыхания размывается водой. При заливке больших площадей может пойти пятнами. Впитывается в бумагу сильнее водостойких аналогов и имеет матовый финиш.

Тушь на акриловой основе — имеет более плотную консистенцию, при желании можно разбавить водой. После высыхания не размывается и имеет высокий уровень светостойкости благодаря нерастворимым пигментам в составе. 

Тушь на шеллачной основе — производится из растворимых красителей на основе шеллака, по консистенции похожа на акриловую тушь. После высыхания не размывается водой и образует матовую пленку на поверхности бумаги. Хорошо подходит для работы с тонкими линиями. Быстро высыхает, поэтому не подходит для заправки в изограф и рапидограф — тушь забьет пишущий узел и он придет в негодность. 

Сухая тушь — выпускается в спрессованных брусочках, которые часто украшаются восточными мотивами и легкой позолотой. Перед применением необходимо растереть вместе с небольшим количеством воды. Для этого выпускают специальные каменные тушницы.

Разведенная тушь тягучая и немного маслянистая, плотность смеси можно варьировать количеством добавленной воды. После завершения работы необходимо просушить брусок и убрать на хранение в футляр. 

2.jpg

Перья

В нашем арт-маркете доступен широкий ассортимент — от инструментов для рисования и каллиграфии до широких плакатных перьев

Для работы с пером необходим специальный держатель. Чаще всего это пластиковая или деревянная ручка с креплением под перо. Обратите внимание, что в зависимости от размеров пера, необходим разный держатель — с малым или большим диаметром. Многие универсальные держатели имеют крепление сразу для двух диаметров. 

Основная работа пером строится на линии, а глубина цвета достигается штриховкой.

Перья позволяют варьировать характер и толщину линии. В одной работе можно использовать несколько видов перьев, что добавит большей выразительности готовому рисунку. 

3.jpg

Кисти

В работе с тушью можно использовать два подхода: сухая и влажная кисть. С помощью сухой кисти можно нанести точные линии: в неразбавленном виде тушь густая и не расплывается по бумаге, создавая четкие линии. 

При работе с влажной кистью это напоминает акварель — тушь расплывается в мягкие, воздушные пятна, которые довольно сложно контролировать. Варьировать глубину тона можно количеством добавленной воды. 

4.jpg

Рапидограф и изограф

Инструмент с самым высоким уровнем контроля при работе. Позволяет создавать четкие, ровные и тонкие линии и не нуждается в ежеминутном пополнении резервуара. Заправляется специальной тушью, чтобы не испортить пишущий узел. 

Бамбуковые перья и ручки

Палочки из мягкого дерева, позволяющие создавать линии с интересной фактурой. Часто имеют два наконечника: рваный край дает возможность «ветвистой» штриховки, а срезанный под углом наконечник пишет очень тонкой, ровной линией.

5.jpg

Писать тушью можно на обычной или рисовой бумаге (чаще всего она используется в японской и китайской живописи). Отдавать предпочтения лучше плотной бумаге с гладкой фактурой (например Bristol), так как рыхлая, фактурная бумага может забить наконечник мелкими ворсинками, от чего линия будет неровной и необходимо будет прервать работу для прочистки пера. 

После завершения работы обязательно хорошенько промойте перо и насухо промокните салфеткой. Эти простые правила помогут продлить срок службы инструмента. 

6.jpg

Тушь — универсальный и доступный материал, отлично показывающий себя как в письме, так и в рисовании. Возможность варьировать плотность цвета позволяет добиваться интересных эффектов при комбинировании туши разной консистенции в одной работе.

В наших арт-маркетах и интернет-магазине вы можете подобрать материалы для знакомства с этим интересным материалом. А если у вас возникли вопросы, наши консультанты всегда помогут вам с выбором.


Поделиться:


Каталог