Чернографитные карандаши в деревянном корпусе. Как их выбирать?

28 марта 2019
Встречайте новую статью c полезными советами от художника-графика Евгения Карпова. Евгений создаёт реалистичные монохромные портреты с необычной техникой штриховки, а так же является автором серии графических афоризмов "Тени", подробнее ознакомиться с которыми вы можете в профиле @evgeny_karpov_visions.

Твердые или мягкие карандаши? Как выбрать? 

Разбираемся с маркировкой.
 
Карандаши с твердым грифелем имеют маркировку “H” (от англ. hardness - твердость), карандаши с мягким грифелем имеют маркировку «В» (от англ. blackness - чернота). Степень мягкости или твердости в маркировке всегда указывается цифрой. Чем больше цифра, тем выше степень мягкости или твердости. Карандаш “2B” мягче, чем карандаш “В”; карандаш “2H” тверже, чем карандаш “H”. Карандаши, имеющие маркировку “HB” или “F”, являются твердо-мягкими, они располагаются между “B” и “H”. 

1.jpg

Какая степень мягкости грифеля подойдет для быстрых зарисовок?

Выбор мягкости карандаша зависит, в первую очередь, от того, насколько длительный и проработанный рисунок мною задуман. Для создания наброска или непродолжительной зарисовки я пользуюсь очень мягкими карандашами (от «4B» и мягче). Такая степень мягкости дает возможность наносить активные живые линии и штрихи при минимальном соприкосновении с бумагой. Тон набирается моментально. При этом рука не сковывается, как бы летая над работой без лишнего трения и нажима. Точность и аккуратность здесь не важны. В расчет берется лишь экспрессия. Поэтому проблема постоянно ломающегося острозаточенного грифеля отступает. Хватает естественной заточки – скругления кончика о бумагу в процессе рисования. 

Какая степень мягкости грифеля подойдет для многочасовой графики с высокой степенью проработки?



Для создания более продолжительного рисунка, по моему мнению, стоит подбирать карандаши маркировкой менее «4B». Такие технические аспекты, как аккуратность и точность подачи, здесь выступают на передний план. Поэтому острозаточенный карандаш в данном случае просто необходим. Причем желательно, чтобы, во-первых, не ломался грифель, во-вторых, была возможность добиться максимального тона без повреждения бумаги. В результате полевых испытаний (рисовал карандашами с маркировкой до «2H») я пришел к тому, что в длительных работах нижний порог для меня – это карандаш с маркировкой «B». При этом оптимальным для себя считаю карандаш с маркировкой «2B». На мой взгляд, именно в нем идеально сочетаются два основных вышеупомянутых качества – возможность рисовать тонкозаточенным грифелем и при этом добиваться максимального тона, не повреждая бумагу, какой бы марки она ни была.

7.jpg

Чтобы определить идеальную для вас мягкость карандаша, настоятельно советую вам, в добавок ко всем прочитанным статьям и рецензиям, приобрести несколько карандашей разной мягкости и опробовать их «в бою». Из личного опыта знаю, что полное понимание того, какой карандаш подходит лучше, приходит в процессе рисования им полноценной работы. Пробная штриховка дает лишь общее, отдаленное представление. 

При выборе степени мягкости всегда полагайтесь на собственные ощущения!
 
Кстати, карандаши с одинаковой маркировкой, принадлежащие разным маркам, и даже разным сериям одной марки, имеют разную степень мягкости (или твердости). Это различие варьируется в диапазоне примерно одного шага. Как пример, карандаш с маркировкой «B» одного производителя в некоторых случаях может быть таким же мягким, как карандаш с маркировкой «2B» другого производителя. Поэтому, меняя марку, карандаши стоит снова протестировать. 

«Стираемость» карандаша.

Еще один немаловажный момент (который во многом зависит в том числе и от качества бумаги) – это «стираемость» карандаша. При создании бликов на темных элементах рисунка, таких например, как радужка глаза или пряди волос, часто приходится активно использовать стирательную резинку. При этом блики на активном тоне, набранном относительно твердым карандашом, до белой бумаги не протираются. Возможно, из-за нарушения верхнего слоя бумаги. И это может стать проблемой для тех, кто не вводит в свою работу кроющие инструменты, такие, как белый маркер или гелевая ручка, например. При выборе оптимальной мягкости карандаша обязательно попробуйте протереть блик ластиком в зоне активной штриховки. 

Как точить карандаши? Хитрости. Нюансы. Советы.

Деревянный корпус: с чем можно столкнуться при заточке?
 
Кроме качеств, напрямую влияющих на рисунок, есть и такие, как, например, качество древесины, из которой сделан инструмент. Здесь тоже есть нюансы, которые, на мой взгляд, влияют отчасти на рабочий настрой. Вообще, мягкость, податливость дерева разных марок карандашей различная. В этом нет ничего критичного. К любой легко привыкнуть. Но, случается, что попадаются штучные экземляры из очень твердой древесины или, что еще хуже, карандаши с корпусом, склеенным из двух половинок разной твердости. Строгать такие очень проблематично. При этом я не встречал каких-то определенных марок, грешащих этим в большей степени. Здесь все зависит напрямую от ценового сегмента, в котором находится тот или иной карандаш. Чаще всего - чем дешевле, тем больше брака. Так что здесь все относительно справедливо. 

Древесину советую строгать резаком, высвобождая при этом комфортную длину грифеля. Для меня это 12-15 мм. Такой (заточенный на всю длину оголенной части) грифель, по мере стачивания, дольше остается пригодным для тонкого штриха. Чем длиннее заточенный «конус» грифеля, тем лучше. 

8.jpg

Заточку грифеля я произвожу с помощью довольно мелкой по структуре наждачной бумаги. Так выходит быстрее, проще и равномернее, чем с помощью резака. Чтобы не отвлекаться в процессе рисования, я точу сразу большое количество карандашей одной мягкости. Обычно это около двадцати штук. Наждачную бумагу нарезаю на маленькие кусочки так, чтобы одного хватало на заточку всех двадцати карандашей. После заточки грифель следует протереть салфеткой, чтобы удалить с него графитовую пыль. 
Карандаш готов к работе!



Советами поделился @evgeny_karpov_visions.

Поделиться:


Каталог