При просмотре очередного захватывающего фильма пытливый взгляд художника или неравнодушного к живописи человека всегда найдет что-то, пусть и висящее на заднем плане, пусть и не играющее основную роль в сюжетном повествовании, но все-таки привлекающее к себе внимание.
Огромное полотно на стене в кабинете Сергея Разумовского, одного из героев нового фильма про Майора Грома, сложно не заметить.
Оно отличается особыми красками и яркостью на фоне темно-серого, выдержанного в минимализме кабинета филантропа, миллионера и создателя социальной сети Vmeste из альтернативной вселенной фильма.
А на ее фоне особенно выигрышно смотрятся развивающие сюжет события фильма.
О картине
В кабинете Разумовского висит «Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere) мастера эпохи Возрождения итальянского художника Сандро Боттичелли. Эта картина стала одним из символов Ренессанса и является одной из самых узнаваемых работ нашего времени.
Картина представляет собой внушительных размеров произведение, написанное темперой на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Кстати, эта картина является первым масштабным полотном, созданным в эпоху Возрождения во Флоренции.
На вопрос Майора Грома — «Подлинник ли это?», Сергей ничего не отвечает и ведет плечами, что говорит нам о том, что в альтернативной вселенной фильма и комиксов картина в кабинете основателя соцсети в новомодном бизнес-центре Петербурга вполне может быть и подлинником. А вот в нашей вселенной подлинник картины можно найти в музее Уффицы во Флоренции (Италия).
Эта картина долгое время украшала стену одной из резиденций Медичи, которые и были заказчиками Боттичелли.
Героиня картины, обворожительная модель и муза Боттичелли, Симонетта Веспуччи — любимица всей Италии, возлюбленная младшего брата Лоренцо Великолепного, Джулиано. Девушка с трагичной судьбой, которую на картине окружают многие символические и мифологические элементы.
Симонетта умирает от чахотки в 23 года. А Джулиано погибнет два года спустя в день ее смерти. Боттичелли дружил с Джулиано, поэтому эта история любви и мистическое совпадение дат смерти глубоко его поразили. С тех пор лица Симонетты и Джулиано часто появляются на его картинах.
Что изображено на картине
Обнаженная Венера плывет по морю на морской ракушке, слева от нее летит бог западного ветра Зефир в объятиях своей супруги Хлориды (Флора), справа, на берегу, Венеру встречает с одеждами в руках нимфа времен года Ора Талло (весення Ора).
Под ногами Оры цветут фиалки – символ обновления природы и скромности. А сама богиня символизирует целомудренную небесную любовь, а также ассоциировалась с переходом в иной мир, например, с моментом рождения или смерти.
На картине Боттичелли воспевает союз духовного и материального, небесного и земного, темного и светлого, что особенно важно для понятия характера Сергея Разумовского.
Разумовский и Венера
«В заключении доктора Рубинштейна было сказано, что на Разумовского оказало сильное влияние творчество Боттичелли... И что начало его психологического расстройства было связано с картиной «Рождение Венеры».» — комиксы Майор Гром, выпуск #29».
Из комиксов мы можем узнать, что Разумовский был знаком с картиной «Рождение Венеры» Боттичелли еще в раннем детстве.
Однажды на уроке еще в юные годы, закончив раньше всех задание, Сергей начал зарисовывать в тетрадке прекрасный образ Венеры, за что его наказывает недальновидная учительница детского дома, совсем не знакомая с искусством эпохи Ренессанса, считая, что мальчишка «рисует голых женщин».
Высмеивание за любовь к искусству очень сильно травмировало молодого Сергея, после чего этот образ навсегда останется в его памяти.
Скрытый смысл картины для вселенной фильма
«С самого детства я тяготел к прекрасному. Каждая школьная экскурсия была для меня глотком свежего воздуха, позволяющим выжить в среде, пропитанной постоянной ненавистью, алчностью и невежеством окружающих» — Сергей Разумовский, комиксы Майор Гром, выпуск #8.
Мы уже упоминали о том, что в картине очень много символики, которая подчеркивает невинность и скромность. Так же и поза самой богини демонстрирует зрителю непринужденность и сдержанность. Ее непорочный образ дополняет лента в волосах, что так же считается символом невинности.
Все это так или иначе подчеркивает скромный, немного растерянный и нерасторопный образ Сергея Разумовского, который искренне ужасается происходящему на улицах Петербурга, а также теряется от медийного внимания публики.
С другой стороны, ему противостоит образ его близкого друга — Олега Волкова. Он всегда в черном, строгий, рисковый и умеющий держать себя в руках, с пытливым разумом и идущий буквально на все ради достижения своей цели.
В диалогах Олега Волкова и Сергея Разумовского, первый одет в черную одежду, а второй – в белую. Тем самым зритель может наблюдать цветовой контраст между двумя персонажами. Почти что противостояние Ангела и Демона. Сергей всем помогает и никому не может причинить вреда, в то время как Олег олицетворяет жестокого демона-искусителя, который жаждет отмщения.
Стоит обратить внимание на левую сторону картины, где изображен бог ветра Зефир. Зрители, уже посмотревшие фильм, могут заметить знакомые черные крылья за его спиной. А также сопоставить его с образом Олега Волкова, который на самом деле олицетворяет вторую темную сущность Разумовского — Чумного Доктора.
Бог Зефир дует в сторону раковины с только что рожденной богиней, чтобы она ступила на землю и начала свою жизнь. Это косвенно намекает нам на перерождение антагониста этого фильма в новое опасное существо.
Бонус для самых внимательных любителей живописи
В фильме Чумной Доктор транслирует в соцсети видео из дома коррумпированной банкирши. Там мельком нам показывают ее портрет в образе французской придворной дамы.
Кто из вас узнает, чья работа была взята за основу для этой картины?
Ответ вы можете посмотреть на фото — это портрет графини д'Эгмонт-Пиньятелли, который написал Александр Рослен в 1763.