Обзор бумаги Fabriano от Елены Обабковой

Теги: #акварель , #материалы, #обзоры , #графика, #художники
Fabriano — одна из самых старых и известных во всем мире компаний по производству бумаги, которая была основана в Италии еще в тринадцатом веке. Продукция компании Fabriano получила признание великих художников ещё в эпоху Возрождения, многие шедевры Микеланджело и Рафаэля написаны на бумаге Fabriano.  
В этом обзоре от Елены Обабковой вы можете максимально подробно ознакомиться с особенностями бумаги Fabriano 3-х популярных серий для различных техник рисования.

Под маркой Fabriano Accademia выпускается довольно широкий ассортимент продукции: альбомы, склейки, блокноты разных форматов (от А5 до А2) с плотностью бумаги от 120 до 240 г/м2. Бумага меньшей плотности предназначена для сухих техник (карандаш, уголь, пастель, сангина, каллиграфия чернилами и тушью). Более плотные образцы предполагают работу акварелью.

Мне на пробу досталась склейка из 100 листов формата 27*35 см, плотностью 240 г/м2. Сразу скажу по формату: это не походная склейка! 100 листов - это очень много и тяжело.

1.jpg

Эта склейка подходит для студийной работы. Проще сразу отделить лист и рисовать на нём.

В первую очередь хочу отметить очень приятную фактуру бумаги (для меня это очень важный аспект, определяющий с первого взгляда на бумагу, подружусь я с ней или нет). Я бы охарактеризовала её как промежуточный вариант между гладким и средним зерном. Фактура очень ненавязчива, еле заметна. Тем не менее, она ощутима при работе сухими материалами или полусухой кистью.

Благодаря невысокому рельефу поверхности, на Fabriano Accademia оказалось удобно работать тушью и пером.

2.jpg

Бумага оказалась достаточно плотной, не шершавой, не цепляющей перо. Тушь на обратную сторону не просвечивала. Рельеф бумаги даже не помешал сделать штриховку пером и тушью.

Далее я опробовала возможности бумаги при рисовании на ней перьевой ручкой и чернилами. Поскольку бумага достаточно плотная (и фактура напоминает акварельную), я не смогла удержаться и не поэкспериментировать с влажными техниками. Сначала я наносила контурный рисунок перьевой ручкой, заправленной водорастворимыми чернилами, а затем местами штриховала и размывала штриховку с помощью кисти с водой. Результат мне очень понравился: получились наброски в технике «гризайль», когда для художественной выразительности используется тоновая растяжка всего одного цвета.

3.jpg

Обрадовавшись тому, что Fabriano Accademia дружит с водой, я бросилась рисовать городской пейзаж с использованием акварели. И тут меня постигло разочарование: оказалось, что для очень влажных техник эта бумага не подходит: высыхает молниеносно, не позволяя сделать красивые цветовые растяжки, коробится от влаги. Это было вполне предсказуемо, т.к. целлюлоза в большинстве случаев ведёт себя именно таким образом: вполне хороша при немногослойных и не очень влажных работах, но не терпит больших объемов воды и множества слоев краски. Этюд вышел крайне неудачным ввиду несоответствия применяемых техники и материала. Но для Вашего понимания я всё же решилась сфотографировать его и показать.

4.jpg

Чтобы немного «отойти» от неудачи, я решила поделать наброски в любимой манере: контур водостойким материалом (тушью, чернилами или линером) плюс акварель. Контурный рисунок делается сразу же, без карандашного наброска, довольно быстро и живо. И дальше расцвечивается акварелью в 1-2 слоя.

Наброски на фотографиях сделаны с помощью водостойкой туши, пера и акварели. В основном, там присутствуют 1-2 слоя акварели, в некоторых местах 3-4 слоя. Мне очень понравился и процесс и результат.

5.jpg

Хотелось бы отметить хорошее качество проклейки волокон бумаги: даже при многослойной работе не образовывались катышки (как это порой случается с целлюлозной бумагой).

Как и любая целлюлоза, Fabriano Accademia не поглощает пигмент. Краска остаётся на поверхности бумаги. Это и плюс, и минус. Плюс в том, что цвета остаются более яркими, есть возможность частично смыть краску (например, в тех местах, где нужно высветлить уже закрашенные участки). Минус: при нанесении нового слоя краски поверх уже закрашенного участка есть риск потревожить кистью первый слой и получить грязь при смешении. В этом случае следует действовать аккуратно, мягкой кистью, не тереть бумагу, а легко накладывать мазки.

Резюмируя, я бы хотела отнести эту бумагу к прекрасным образцам для скетчинга. Универсальность Fabriano Accademia в работе с разными графическими материалами очень порадовала. Думаю, что листы из этой склейки я использую для того, чтобы сшить себе походный скетчбук. Не самая большая плотность бумаги позволит включить в него много листов. А сочетание разных техник на этой бумаге обеспечит красивые развороты скетчбука.

Fabriano Tiziano

В альбоме для пастели Fabriano Tiziano я нашла 12 листов не очень плотной бумаги шести разных оттенков. Состав: 40% хлопка + 60% целлюлозы. Фактура напомнила мне среднезернистую фактуру акварельной бумаги. На ощупь бумага несколько бархатистая.

6.jpg

В первую очередь я обратила внимание на удачный подбор цветов: для классической пастельной работы сложные приглушенные оттенки бумаги - лучшее решение. 

В ряде случаев можно оставлять незакрашенной основу работы (то есть лист пастельной бумаги), и это будет прекрасным фоном для изображаемых объектов. 

Приятные цвета вдохновили меня на отработку одного сюжета на разных основах, с использованием разных цветовых гамм.

7.jpg

Плотность 160 г/м2 вполне достаточна для сухих техник на небольшом или среднем формате.

Фактура понравилась своим деликатным рельефом, ненавязчивым и чуть неоднородным (что напомнило мне фактуру бумаги ручной работы). При нанесении слоя пастели фактура проступает, но не сильно. При желании можно заглушить её, растушевав пастель пальцами.

8.jpg

Но самым приятным (и немного неожиданным) для меня стало свойство бумаги взаимодействовать с пастелью. На Fabriano Tiziano, в отличие от других опробованных мною бумаг, пастель ложится очень мягко и почти не осыпается. Я проверила это с мелками разной степени мягкости (марки пастели я использовала профессиональные и полупрофессиональные).

9.jpg

Друзья, такое удовольствие - работать именно с Fabriano Tiziano! Это невероятный кайф, когда легко можно нанести любой цвет! С другими бумагами этого ценового диапазона я мучилась от того, что пастель плохо схватывалась с бумагой, оставались целые «сугробы» мела.

Пастель легко растушевывается пальцами, не травмируя кожу (на Fabriano Tiziano нет абразивного покрытия).

10.jpg

Бумага достаточно хорошо выдерживает до трех слоев пастели.

Резюмируя, хочу порекомендовать эту бумагу начинающим пастелистам: это прекрасный пример идеального соотношения цена/качество. 

Удивительное свойство этой бумаги - способность хорошо «держать» слой пастели (обычно это наблюдается у более дорогих бумаг с абразивным покрытием). Отсутствие абразива на Fabriano Tiziano обусловливает мягкость в работе, нет боязни стереть пальцы в кровь.

11.jpg

Единственный недостаток Fabriano Tiziano - это то, что у меня выработалась зависимость от неё, мне совершенно не хочется возвращаться к другим видам неабразивной пастельной бумаги.

FABRIANO ARTISTICO

Состав бумаги Fabriano Artistico - 100% хлопок. Производится она на специальной цилиндрической машине, имитирующей ручное литье, без применения кислот и хлора, что позволяет не беспокоиться о сохранности и неизменности живописных работ на ней.

Листы с обеих сторон пропитаны специальным составом, защищающим бумагу от истирания. Можно не бояться механических повреждений бумаги в работе, что очень важно при лессировочных техниках, отмывках, протирании цвета.

Бумага двусторонняя, с одинаковой фактурой на обеих сторонах. На листах имеется водяной знак.

Доступна она в виде отдельных больших листов, рулонов, альбомов разного формата. Представлены два цвета - традиционный белый (молочный оттенок) и экстра-белый (белоснежный). При производстве оттенка Extra White не используются оптические отбеливатели. Фактура бывает трех видов: гладкая (hot pressed), среднее зерно (cold pressed), грубое зерно (rough). Плотность этой бумаги - 200г/м2, 300г/м2 или 640г/м2.

Fabriano Artistico подходит для акварели, гуаши, акрила, туши, угля и графита.

В моем распоряжении оказался альбом 18*26 см - на пружине, с фактурой «среднее зерно», плотностью 300 г/м2, в цвете «традиционный белый».

12.jpg

Для такого небольшого формата это довольно серьезная плотность, что позволяло без опасений работать на обеих сторонах листа (используя альбом как скетчбук). Тем более, что фактура листов одинакова с обеих сторон, свойства бумаги на обеих сторонах идентичны. Листы при этом не коробились, несмотря на использование большого количества воды.

13.jpg

Перед началом работы акварелью бумагу приходилось предварительно смачивать, т.к. капельки воды местами скатывались, не проникая сразу в сухую бумагу. Отчасти это связано с наличием фактурных неровностей на поверхности, а также с низкой влажностью воздуха в помещении. Такая особенность не является недостатком. Любая акварельная бумага лучше взаимодействует с акварелью, если ее предварительно напитать влагой, смочив поверхность.

14.jpg

На предварительно увлажненную бумагу акварель ложится ровно, легко. Без проблем можно создать плавные переходы цветов. Как и любая хлопковая бумага хорошего качества, Fabriano Artistico долго не высыхает, позволяя художнику делать обширные заливки, вносить исправления. Очень порадовала возможность протирания цвета: с залитой плотным цветом поверхности бумаги можно вытереть участок влажной жесткой синтетической кистью почти до белого цвета.

16.jpg

Хлопковые бумаги «съедают цвет», то есть при высыхании акварельная работа кажется бледнее. Это связано с тем, что пигмент проникает глубоко между волокон бумаги, его интенсивность у поверхности ослабевает (в отличие от целлюлозы, где пигмент, оставаясь на поверхности, дает нам максимальную яркость цвета). Но с Fabriano Artistico работает следующая закономерность: чем выше насыщенность краски (то есть концентрация пигмента в акварели), тем ярче и контрастнее получается работа. Потери яркости нет. Таким образом, можно регулировать цветовую насыщенность с помощью акварельных красок.

Фактура «среднее зерно» у Fabriano Artistico чуть более выраженная, чем у ряда других производителей акварельной бумаги. Это следует учитывать при выборе сорта бумаги для определенных сюжетов. Для проработки мелких деталей, ботанической иллюстрации, а также для работ под сканер такая фактура может не подойти. А для пейзажей, легких набросков и работ с большим количеством воды это прекрасный выбор.

16.jpg

Для эксперимента я попробовала сделать на Fabriano Artistico рисунок пером и тушью. К моему удивлению, перо довольно легко шло по фактурной бумаге. А хлопок в составе позволил сделать легкие быстрые акварельные заливки с большим применением воды.

17.jpg

Fabriano Artistico порадовала меня своей многофункциональностью и отличным результатом при работе с акварелью.

Автор обзора Елена Обабкова (@obabkova_elena_art).
Статья предоставлена компанией MPM.










Поделиться:


Каталог