Если вы еще не посмотрели недавний немецкий сериал от Нетфликс под названием «Тьма», то вперед к просмотру!
Те из вас, кто уже знаком с сериалом, наверняка понял о какой картине мы будем говорить сегодня. Это картина «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего, которая висит в кабинете Адама, главного антагониста сериала.
Никаких спойлеров, обещаем!
Например «Падение Проклятых» кисти Питера Рубенса или «Сивилла» показывает Энею, подземному миру, лодку Харона» кисти Джейкоба ван Суоненбурга.
Но сегодня поговорим о той, которая появляется в сериале довольно часто и которая является символической отсылкой к тому, что происходит в сериале с главными героями.
Библейские сюжеты в искусстве
Адам и Ева в европейском изобразительном искусстве всегда были популярным библейским сюжетом, особенно в эпоху Средневековья и Возрождения. Правда, к началу XXI столетия зритель и художник охладели к рассказам из библейских писаний. Тем не менее, тема «Адам и Ева» до сих пор остается актуальной.
И это неудивительно! Ведь люди и наука все еще не сошлись в единой позиции относительно своего происхождения. А значит, бывшие жители райского сада остаются одними из «официальных» прародителей всего человечества.
Именно библейские сюжеты были наиболее понятны в то время для большинства людей. Художники стремились быть понятными для народа и хотели быть популярными не только в аристократической, но и простонародной среде. Из-за этого многие из них работали по заказам Церкви, которая в условиях неграмотности большинства своих прихожан стремилась донести до них суть христианской веры любыми способами, в том числе и с помощью визуального ряда.
Про Адама и Еву
Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы можем увидеть фигуры Адама и Евы в скульптурах разных соборов, на фресках, в книжной миниатюре и в гравюре. Почти отовсюду на нас смотрят Адам и Ева. И большинство из нас знают, кто это такие.
Некоторые художники посвятили этой теме по несколько работ.
Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Но стоит обратить внимание, что эти каноны не совсем точно отражали то, что описано в Библии.
Еще одна несостыковка с Библией: на иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель, в котором видели воплощение дьявола, традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода, а так же отсылало к образу Лилит.
В сериале зрителя часто возвращают в кабинет Адама, задерживая внимание на двойной картине, которая висит на стене. Обычно в этих сценах объясняется смысл случившегося, предпосылки к тем или иным действиям и в принципе происходят существенные переломные события повествования.
Что же это за картина?
«Адам и Ева» — это парная картина немецкого мастера эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего, датируемая 1510 годом. Оригинал размещен в Художественно-историческом музее в Вене. Это одна из первых версий Адама и Евы, написанных Лукасом Кранахом.
Есть и другие картины того же художника с тем же названием, изображающие Адама и Еву либо вместе в двойном портрете, либо отдельно в паре портретов. Мастер создал около 50 изображений этого сюжета, они хранятся в галереях Лондона, Берлина, Праги, Антверпена и много где еще.
Два библейских предка изображены на двух разных деревянных панелях на темном фоне, стоящими на еле заметной земле. Оба держат по запретному яблоку в руке. Ева изображена в момент протягивания яблока Адаму, а змей приближается к ней сверху с дерева познания.
У Кранаха дерево — всегда яблоня, хотя у других живописцев оно может быть и фиговым.
Так же есть информация, что для сериала картину немного переделали, сделав Еву беременной. Но сопоставив оригинальную работу Лукаса Кранаха и картину из сериала, мы не нашли никаких существенных изменений в теле Евы. Так что, скорее всего, это надумки зрителей.
Произошла непредвиденная ошибка.
Пожалуйста, попробуйте позднее.
Ваш комментарий успешно добавлен