Мы встретились с Анной Расторгуевой – художником-иллюстратором, автором потрясающих иллюстраций и проектов – как художественных, так и коммерческих, преподавателем и бакалавром в области современного искусства и, в преддверии пленэров, задали несколько вопросов на эту горячо любимою многими художниками тему.
Аня, привет! Наверняка первый пленэр был для тебя особенным - расскажи про него.
Мой первый пленэр был совершенно фееричным! Это случилось во времена учебы в институте, когда во время каникул, студенты должны проходить практику. Несколько групп объединили и привезли на Крутицкое Подворье - место историческое и атмосферное. Но вот беда, именно там тогда располагался центр реабилитации сектантов, которые прогуливались по территории дабы социализироваться и всячески восстанавливаться в кругу обычных людей. Те несколько часов запомнились мне навсегда)))
Во-первых, был сентябрь, который казался просто жутко холодным при сидении на месте дольше 15 минут. Рук через полчаса уже не чувствуешь, а карандаш просто вмерзал в скрюченные на ветру пальцы. Во-вторых, чудесное общество упомянутых зрителей. Сектанты радостно пользовались нашей статичностью (а на одной точке/ракурсе студенты проводили около часа), подсаживались по-соседству и делились сакральными знаниями об армагеддонах и сопутствующих неприятностях. Прослушанной информации хватило бы ни на один блокбастер о Конце Света, но, вопреки событиям, я стала иллюстратором, а не режиссером:)
Почему именно маркеры? Как ты определилась с материалом и техникой?
Много позже, через несколько лет после окончания института и работы по профилю, у меня появилась возможность активно путешествовать, и именно в те времена мне открылись все прелести зарисовок с натуры. Так как поездки были весьма стремительные, размениваться на традиционный этюдник и материалы не приходилось. К счастью, друзья подарили мне отличный набор спиртовых маркеров. Они-то и пошли в ход, и появился мой первый тревелбук - изрисованная в Камбодже тоненькая тетрадочка молескин. С тех пор я все рисую маркерами, а спустя годы, опять вернулась именно к тонким и компактным блокнотам для пленэров.
Как проходит обычно твой рабочий день? И вообще, есть ли постоянное рабочее место? Может, мастерская?
Студии художников - один из источников моего вдохновения! Мольберты, пышные натюрморты с гипсовыми головами, палитры и тюбики с красками - все это окружено потрясающим ореолом богемной жизни. Я очень люблю приходить к друзьям, рассматривать уклад мастерских, которые всегда несут отпечаток характера своих владельцев. Но мое рабочее место выглядит совсем иначе, никаких мезонинов, мансардных окон, да и вообще мастерской. Иногда я рисую за своим столом, но чаще все происходит на бегу, в кафе, на природе, в гостях. Уютное кресло, лавочка в тенёчке или автобусная остановка для зарисовок одинаково хороши!
Какое различие в принципах твоей работы дома и на свежем воздухе?
Дома я обычно рисую в больших форматах длительные работы: книжные иллюстрации, ботанику или натюрморты с натуры - все, что требует внимания, неспешности и отменного освещения. У меня под рукой полная палитра маркеров, выкраски, дополнительные материалы и даже лупа для рассматривания деталей. Как правило, размер рисунка достаточно крупный, это могут быть отдельные листы А3 или настольный скетчбук в твёрдом переплёте. На пленэрах же всегда облегчённый набор материалов, чтобы как можно меньше времени тратить на подбор подходящего оттенка, работать быстро и на одном дыхании.
Аня, а вспомни, пожалуйста, про свой самый экстремальный и необычный пленэр
В прошлом году я впервые ездила руководителем группы на пленэр в Прагу. Мы гуляли по городу, осматривали достопримечательности и каждый день очень много рисовали. Программа была такая насыщенная, что к вечеру я буквально валилась с ног. Но на утро все собирались, переворачивали страницу в скетчбуках и отправлялись на поиски новых впечатлений. Такое погружение в процесс оказало на меня неизгладимое впечатление, впервые рисование было не от случая к случаю, а буквально с утра до вечера, да ещё и в кругу увлечённых единомышленников.
Ого, класс, наверное, атмосфера и чувство, что вы все на одной волне невероятно заряжало. Кстати, раз зашел разговор - ты больше любишь работать в одиночку или по душе групповые пленэры?
Конечно, в одиночном рисовании своё очарование. Вы погружаетесь в свои мысли и чувства, полнее переживаете момент и натуру, тоньше воспринимаете и фиксируете ее. Зато в компании царит атмосфера поддержки и взаимопомощи, пленэр становится площадкой для обеда опытом и навыками. Да и случайные прохожие гораздо реже прерывают процесс, стесняясь подойти к организованной группе. Поэтому я практикую оба вида работы: небольшие самостоятельные вылазки во время отдыха или путешествий с семьёй, и специальные арт-туры, которые полностью посвящены рисованию.
Какой минимальный набор материалов всегда с собой на выездных зарисовках?
Иногда я еду в путешествие с целым чемоданом инструментов, но отправляясь на пленэрную прогулку беру не так уж много. Как правило, я подбираю цветовую гамму под натуру и складываю маркеры в походный пенал. Блокнот использую лёгкий, в мягком переплёте, если знаю, что буду рисовать "на коленке", могу прихватить деревянную обложку, которая служит отличной опорой.
Можешь показать самые любимые страницы в скетчбуке? Именно те, которые ты привезла из поездок и путешествий.
Ого, какая красота! Чувствуется увлеченность моментом и местом, изображенным на страницах.
А есть такие места, которые ты можешь назвать "местами силы"?
Где получились наиболее удачные, на твой взгляд, работы?
В каждой поездке я нахожу что-то особенное и удивительное, а все тревелбуки бережно храню, ведь воспоминаний в них даже больше, чем на фотографиях. Самой любимой и знаковой, пожалуй, для меня является Азия, с которой все и началось. Надеюсь, в этом году мне тоже удастся туда съездить и привезти с десяток свежих работ.
Пусть все именно так и будет! Напоследок, поделись, пожалуйста, тремя советами для тех, кто собирается на пленэр впервые.
Не берите много материалов, разнообразие может сыграть злую шутку, вы будете искать подходящий оттенок, а на рисование просто не останется времени и сил.
Следите за погодой, на пленэре все время бывает то холодно, то жарко, то дует ветер, то идёт дождь. Оденьтесь теплее обычного, если что, лишнюю одежду можно снять. Горячий термос или бутылка воды тоже будут кстати.
Рисуйте ни на кого не обращая внимание. Пленэр - это не только встреча с натурой, но и столкновение с любопытсвующими. Не стесняйтесь, рисование - это повод для гордости!
Аня, спасибо тебе огромное!
До новых встреч!
Интервью с художником-иллюстратором Анной Расторгуевой
Теги: #интервью
Поделиться: