INKTOBER — чем рисовать? ч.3

Теги: #советы, #INKTOBER , #материалы
В прошлый раз мы закончили на том, что чем больше формат вашей бумаги и чем меньше у вас времени на работу, тем толще можно и нужно выбирать пишущий узел вашего инструмента. В порядке увеличения размеров будут: линеры потолще, брашпены, спиртовые маркеры, а дальше уже можно брать тюбики с акварелью, баночки с тушью и кисточками, переходить к технике гризайль и делать большие тоновые пятна заливок!

Спиртовые маркеры. У меня для теста были маркеры от TOUCH и POTENTATE.
Пока чернильное пятно на бумаге еще влажное, при достаточной сноровке в него можно плавно вмешивать другие близки по тону оттенки прямо на бумаге и получать красивые градиенты. Также можно размывать «нулевым» спиртовым маркером.
В большинстве своем все художественные спиртовые маркеры имеют два наконечника с противоположных сторон корпуса. С одной стороны всегда есть широкий твердый наконечник типа долото и выглядит он вот так:

1.jpg

У маркеров Touch эти наконечники идут в двух разных размерах «BROAD» — широкое в черном корпусе и «MEDIUM BROAD» — средне-широкое в белом. У POTENTATE — в одном размере, очень похоже на черный Touch.

С противоположной стороны наконечники могут иметь разные вариации. Некоторые наконечники, как у Touch в белом корпусе, имеют такую же форму гибкой кисточки как у брашпенов, только побольше и пошире. У некоторых наконечники похожи по форме на обычные фломастеры или очень толстые линеры — как раз такие оказались у POTENTATE и у TOUCH в черном корпусе. Разница между ними минимальна, разве что у Touch кончик пишущего узла капельку поострее.

Еще знаю, что для некоторых видов маркеров производители и вовсе делают разные диковинные сменные наконечники типа тонких линеров, но их я еще не пробовала, поэтому если вас эта тема заинтересует — копайте дальше, найдете еще много чего интересного.

2.jpg

Не буду дальше вдаваться в тонкости маркерной живописи, оставлю это за рамками Inktober-а и остановлюсь на тех случаях, когда с помощью одного лишь черного маркера можно сотворить очень и очень многое:
  • с помощью толстого наконечника типа долото можно делать большие заливки и работать «от пятна»;
  • с помощью тонкого наконечника — прорабатывать мелкие детали;
  • с помощью наконечника-кисти добавлять интересные по своей форме штрихи для создания разных фактур, например, листвы деревьев, или просто рисовать быстрые скетчи линией переменной толщины:
3.jpg

Черная акварель и тушь дадут вам еще больше полета для фантазии. Их можно как разводить водой для получения шикарного тонального градиента и рисовать в технике гризайль, так и работать только в один тон. Например, заправлять тушь или раствор акварели нужного вам оттенка в тот же вотербраш, или макать перо в тушь и рисовать ею как линером.

У меня для теста были два тюбика акварели ShinHanart и две баночки с тушью Higgins (все они ниже на общем фото). Приведу немного общей информации о них:

— Акварель ShinHanart PRO Water Color 7,5 мл №402 Black — однопигментная, сделана на основе неорганического компонента PBk6 (Lamp Black) — т.е. основу пигмента составляет сажа. Пигмент укрывистый, светостойкий, является одним из наиболее насыщенных и темных черных в акварели, на бумаге этот оттенок черного выглядит нейтральным и скорее теплым, нежели холодным.

— Акварель ShinHanart PWC extra fine 15 мл №685 Peach Black — так же однопигментная, сделана на основе органического компонента PBk1 (Aniline Black). Пигмент не отличается хорошей светостойкостью, но имеет ярко выраженный нейтральный оттенок, который на моей любимой кремовой бумаге выглядит холодным, что кому-то может быть очень актуально.

— Пигментные чернила Higgins Black Magic и Black Indian — водостойкие за счет своего пигмента, время полного высыхания от 8 до 12 минут.

И покажу несколько примеров того что с этим богатством можно сделать.
Например порисовать тушью «плоские» силуэты листвы пока она окончательно не облетела:

4.jpg

Можно разбавить тушь/акварель водой и добавить небольшого мерцания листьям растения в горшке:

5.jpg

Или даже совместить в одной работе, линеры, брашпены, тушь и акварель:

6.jpg

Когда под рукой нет возможности найти стаканчик с водой на выручку приходят вотербраши — синтетические кисти с резервуаром для воды, которые очень удобно брать с собой в путешествие или на быстрый пленэр. У меня были вотербраши ZIG Watercolor Sistem от фирмы Kuretake — прекрасные рабочие лошадки. Есть два вариант: один более компактный, а второй с пометкой «Long» — в него помещается примерно в полтора-два раза больше воды. И еще они отличаются формой самой кисти — тут уже смотрите и подбирайте под себя ;) Остренькая у меня уже была, и я взяла на форму вот такую плоскую как на фото. В городе ей очень удобно рисовать городские прямоугольные элементы:

7.jpg

Например, на натурном классе, мне очень пригодилась маленькая металлическая коробочка, которая изначально продавалась для хранения каллиграфических перьев, я же в нее выдавливаю капельку черной акварели и беру с собой в город — очень удобно! Пара капель воды из вотербраша и столько новых возможностей. А еще она закрывается и содержимое, в отличие от кюветки, не пачкает пенал, а лишнюю воду после работы из нее можно промокнуть салфеткой.
Как вы, наверное, уже поняли из примеров черные туши и акварель можно не только использовать по отдельности, но и смело сочетать с линерами, брашпенами и даже с маркерами.

Наконец, только после тестирования линеров, маркеров и акварели с тушью я подступилась к изучению того самого, самого необычного и непонятного для меня акварельного брашпена Tombow ABT.
Им в отличие от маркеров и акварели я никогда раньше не рисовала, не понимала его концепции и обходила за километр стороной… и зря :)
Коротко о том, что же это за зверь: пишущий узел значительно больше чем у всех брашпенов, с которыми я раньше сталкивалась, он даже, пожалуй, больше кисточки у маркера! Как это понятно из названия, линию, проведенную этим брашпеном, можно размывать водой, добиваясь очень интересных эффектов от сочетания четких и размытых линий. Дома размывать их можно обычными кистями, а в дороге снова пригодятся вотербраши, о которых я писала выше.

Если со всеми предыдущими материалами я точно (или хотя бы примерно) знала, что буду делать, то про эти я думала с самого первого дня инктобера и до последнего момента была в замешательстве. Во-первых, по сравнению со всеми известными мне ранее брашпенами, кисточка его пишущего узла очень большая, даже больше чем у маркеров, так что я бы скорее отнесла его к маркерам, чем к брашпенам. При этом в отличие от маркеров, кисточка у него очень интересная — мягкий фетровый гнущийся кончик кисти как будто надет на достаточно твердую сердцевинку. Еще я точно знаю, что все поклонники леттеринга его очень любят, но продолжала искать его более традиционное для себя применение в своей технике. Как вы помните, линеры я люблю самые тонкие и задачка стояла весьма непростая :) В какой-то момент я даже почти смирилась, что так и не смогла с ним разобраться и написала в черновиках к этой статье что «не все материалы могут вам подходить». И это кстати тоже правда.

А потом в одну из ночей меня озарило! Я поняла, что в таких сложных случаях нужно обратить внимание на те особенности материала, которые меня так смутили и ответить себе на вопрос — а в чем эти нюансы могут проявить себя как преимущества?
Так, например, у этого браша разброс толщин линий просто огромный! Можно получить как очень тонкую линию — от 0.1 мм, так и ооочень толстую — до целого сантиметра! Чтобы провести очень тонкую линию, надо приложить немного старания, т.е. использовать только вместо тонкого линера его точно не стоит, он не для этого. А вот средние и толстые линии из него идут очень легко. Он классно скользит по бумаге и просто закрывает достаточно большие поверхности при минимуме усилий. А еще размывается вотербрашами так, что на бумаге практически не остается жесткой первоначальной линии! К слову, брашпены, размываемые водой, я встречала и ранее, но там, где провел линию, там она и оставалась, сколько по ней не вози мокрой кисточкой, только рядом появлялось серое пятно. В ходе этого нехитрого анализа получился очень интересный и очень большой набор свойств разных инструментов в одном флаконе: и линера (с обратной стороны этого брашпена есть линер среднего размера того же цвета — 2 в 1!), и браша, и маркера и акварели!

Добавьте к этому еще и то что у них огромный диапазон цветовой палитры — вы можете не только рисовать одним черным или любым другим цветом, но и выбрать любимую цветовую пару, освоить всю палитру целиком или даже смешивать разные цвета с помощью специального блендера и палитры.

Поэтому я начала использовать его как разные другие инструменты по отдельности, так и как вместе взятые, но не на долгих и вдумчивых работах, ведь для них эти «другие инструменты» у меня и так есть, а в ситуациях, когда хочется что-то быстро зарисовать, но пока еще не знаешь, какой инструмент под конкретную работу захочется взять.

И тут я поняла, в чем его сильнейшее преимущество! Он хамелеон! Хотите быстрых зарисовок «от пятна» — пожалуйста! Размыть жесткую линию «мягкого» силуэта — пожалуйста, заскетчить что-то тонкое и изящное за пару минут — пожалуйста! Вот явное тому доказательство:

8.jpg

Мне, например, сложно переключать себя с детализированных работ на быстро-скетчевые, и это стало открытием для меня — в моменты, когда нужно расслабиться, отключить голову и специально не контролировать скатывание в чрезмерную детализированность. Удобно набрать бОльшую часть массы линиями средней толщины, добавить пару жирных акцентов и немного изящных тонких линий. А потом еще и размыть кое-где вотербрашем для создания легкого мерцания, как я это сделала на крыльях стрекозы и добавила пару теней. С таким подходом на зарисовку этой стрекозы у меня ушло минут 5 всего лишь! А взяла бы я тонкий линеар так и до утра не закончила бы!

9.jpg

И на этапе «стрекоза» мы с брашем подружились, и дела у нас пошли на лад :)

Да, кстати, у каждого производителя черный цвет по-своему черен! Есть те, что уходят в холодный оттенок, есть те, что уходят в теплый, и даже условно нейтральные. Поэтому если будете сочетать друг с другом разные черные, следите, чтобы вместе они смотрелись гармонично, и вас самих ничего не смущало. Идеального рецепта нет и тут — сколько я не рисую черными инструментами, а все еще сама не определись, какой же из 500 оттенков черного мой любимый… порой кажется, что все :)














Автор — Галина Кряжева, @galina.kryazheva








Поделиться:


Каталог