5 невероятных художниц, которые изменили искусство

Теги: #обзоры , #художники, #интересное
История искусства заполнена именами великих художников. И так уж вышло, что в основном это мужчины. Женщины-художницы долгое время оставались в тени, не привлекали внимания и даже были незаслуженно забыты.

Искусствовед Бриджит Куинн решила это исправить: вместе с иллюстратором Лизой Конгдон она написала книгу «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю», которую вы так же можете приобрести в сети наших арт-маркетов, где рассказала о пятнадцати выдающихся художницах. Тут есть и жена Поллока, и предшественница Пикассо, и сестра знаменитой писательницы Вирджинии Вулф. Выбрали рассказы о пяти невероятных героинях — делимся с вами.

Паула Модерзон-Беккер

1.jpg

Говорят, что дата модернизма ХХ века — 1907 год, а точка отсчета — обнаженная натура, написанная двумя мужчинами. Так весной 1907 года Анри Матисс представил публике «Голубую обнаженную» («Сувенир из Бискры»), а Пикассо написал знаменитых «Авиньонских девиц» — ошеломляющую сцену в борделе. Однако началось все гораздо раньше: за год до этого обнаженную натуру написала женщина. 

2.jpg
Паула Модерзон- Беккер. Автопортрет в возрасте тридцати лет на шестой день свадьбы. 1906

Это была Паула Модерзон-Беккер: она написала картину «Автопортрет в возрасте тридцати лет на шестой день свадьбы». На ней изображена сама обнаженная до пояса Паула. Она стоит в натуральную величину и смотрит спокойным и бесстрастным взглядом. На ней янтарное ожерелье, левая рука придерживает юбку. Картина, которая не уступает «Авиньонским девицам» Пикассо, стала настоящим манифестом и, по мнению искусствоведа Диана Радицки, «недостающей деталью в истории модернизма XX века».
 
«Сезанн — наш общий отец» — слова, которые приписывают и Пикассо, и Матиссу. И с точки зрения искусства он действительно был отцом для них обоих. А вот Паула Модерзон-Беккер стала матерью альтернативного направления модернизма: психологически чуткого, отчаянно смелого, вопиющего и упорствующего в своей женственности.

Луиза Буржуа

3.jpg

Буржуа появилась на свет в Париже в Рождество 1911 года. «Мое рождение стало неприятной неожиданностью», — рассказывала она. Это отношение как ней, как к досадной помехе, преследовало Луизу все детство. Отец Буржуа и вовсе хотел мальчика, поэтому всю жизнь жестоко дразнил дочь, намекая на её неполноценность.

Отец Луизы считал современных художников «паразитами», но, когда мать Буржуа
умерла в 1932 году, она внезапно переключилась с изучения математики в Сорбонне на изучение искусства. В 1938 году она познакомилась с американским искусствоведом Робертом Голдуотером и вышла за него замуж. Буржуа стала настоящей домохозяйкой: в 1941 году у нее было трое маленьких сыновей и муж. Она продолжала заниматься искусством, хотя далеко не все знали, что жена профессора Голдуотера — художница.
4.jpg
Луиза Буржуа. Мама. 1999

Самая известная из поздних работ Буржуа — «Мама», огромный девятиметровый паук. При этом он почему-то излучает странную благожелательность. На взгляд Буржуа, привлекательность «Мамы» объясняется легко: «Паук — это ода моей матери. Она была мне лучшим другом. Подобно паукам, мама была очень умна. Пауки — существа дружелюбные. Они едят комаров, а комары, как известно, переносчики болезни, потому мы и не любим их. Другими словами, пауки приносят пользу и защищают, как моя мама».

Ванесса Белл

5.jpg

Ванесса Белл — сестра знаменитой писательницы Вирджинии Вулф. На творчество Белл больше всего повлияла первая британская выставка постимпрессионистов. Когда молодая художница увидела произведения Гогена, Сезанна и Ван Гога, её это просто ошеломило. «Передо мной открылся новый путь, — писала Белл, увидев их работы. — Внезапное освобождение и разрешение чувствовать самостоятельно».

В жизни Ванессы Белл было много сложностей, но она неизменно занималась своим трудом. В 1912 году, год её прорыва, у нее было двое малолетних детей; муж, ожидающий свежих рубашек; женатый любовник; целое созвездие друзей и родственников, регулярно заглядывающих на чай; гениальная младшая сестра с хрупкой нервной системой. Но Белл продолжала рисовать. «Я вовсе не так предприимчива, — писала она в письмах другу, — я рисую только то, что лежит у меня прямо под дверью».

6.jpgВанесса Белл. Вирджиния Вулф. 1912

Одна из самых известных работ Ванессы Белл — это портрет сестры Вирджинии. В ней так и чувствуется влияние постимпрессионизма: густые контуры и заметные мазки. Но один из приемов принадлежит только манере Белл. Вирджиния изображена без лица — лишь поза и привычные жесты. Она отбросила идею лица, зато уловила саму суть своей сестры. «В некотором роде этот портрет больше похож на Вирджинию, чем все остальные ее изображения», — сказал Леонард Вулф критику через много лет после смерти жены.

Элис Нил
7.jpg

Зимой 1931 года тридцатилетнюю художницу Элис Нил пристегнули ортопедическими ремнями к жесткому матрасу в больнице Филадельфии. Она страдала бредом, недержанием мочи и пыталась совершить самоубийство. Чуть позже Элис Нил станет самой великой американской портретисткой ХХ века, но в 1931 году врачи не советовали ей заниматься искусством — оно нарушало её душевное равновесие. Они рекомендовали ей шить. Элис Нил это ненавидела.

Жизнь Элис Нил — постоянная череда несчастий и препятствий. Она выросла в семье рабочих и самостоятельно поступила в художественную школу. Вышла замуж за кубинского художника Карлоса Энрикеса. Родила девочку, которая, не прожив и года, умерла от дифтерии. В следующем году она родила вторую дочь, которую Карлос забрал, чтобы показать своим родителям. Но сам оставил в Гаване и уехал в Париж. За два года Нил потеряла двух детей и мужа. Так она попала в больницу. 

8.jpg
Элис Нил. Кейт Миллет. 1970

Много лет Элис Нил писала лишь портреты друзей и соседей в испанском Гарлеме. А затем начала просить людей из мира искусства позировать ей. Это сработало, и в 1970 году журнал TIME попросил Нил написать для обложки портрет Кейт Миллет — автора работы «Политика пола» (Sexual Politics). Сделав обложку для TIME, Нил вышла на такую широкую аудиторию, о которой не мог мечтать ни один современный художник. Портрет Кейт Миллет стал одним из самых известных ее произведений.

Ли Краснер

9.jpg

Ли Краснер — персона известная. Но знаменита она не своим творчеством, а тем, что была женой Джексона Поллока. Одиннадцать лет она жила вместе с иконой абстрактного экспрессионизма, но живописью занималась дольше — почти двадцать лет до их встречи и еще тридцать лет после его смерти. На самом деле именно Краснер открыла Поллока, познакомив с его работами выдающихся художников и критиков.

В общепринятом понимании Краснер была далеко не красоткой, что довольно часто отмечали люди, которые писали о ней. Одна из студенток Академии дизайна рассказывала об «исключительно некрасивой, но элегантной и стильной Ли Краснер»: «У нее был огромный нос, обвисшие губы, обесцвеченные волосы, уложенные в длинный гладкий пучок-боб, и ослепительно красивое, сияющее белое тело».

10.jpg
Ли Краснер. Автопортрет. 1930

Вершиной творчества Краснер стали картины-коллажи, которые она делала из своих разорванных старых картин. Её работа «Молочай» ставит Краснер посередине между Матиссом и Мазервеллом.«Молочай» изображает не растение как таковое, а чувство, дух, цвет и форму, связанные с ним, по крайней мере в ее сознании. Что касается значения «Молочая» или любого другого произведения Краснер, она говорила: «Я думаю, моя живопись автобиографична, если кто-то возьмет на себя труд ее прочитать».

11.jpg

Ли Краснер. Молочай. 1955

Иллюстрации и материалы из книги «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю»

Превью новости: картина Элис Нил «Кейт Миллет»,1970











Поделиться:


Каталог