8 800 301 30 80
звонок по России бесплатный
ежедневно с 9:00 до 21:00
8 800 301 30 80
Звонок по России бесплатный

Холст в изобразительном искусстве

10.06.2014

Холст  — в это один из самых распространённых видов основы для написания картин, но так было не всегда.

С древних времен именно дерево чаще всего использовалось для создания произведений: иконы, картины и т.д. Существовало множество техник, которые подразумевали в своей основе именно деревянные заготовки это и энкаустика, и яичная темпера. Произведения, написанные подобными способами и датированные XIV веком и более ранними периодами, в своей основе, скорее всего будут иметь дерево. Но в XV веке живопись масляными красками получила широкое распространение именно как самостоятельное течение в изобразительном искусстве. Это произошло во многом благодаря Яну вай Эйку, он был одним из первых художников освоивших масляную живопись, и активно применявший ее в своих работах. Холст же в качестве основы для картин начал активно использоваться уже в XVI веке, сначала получив широкое распространение во Флоренции и Венеции, позже популярность его достигла и северных школ и уже художники Германии, Голландии, Фландрии оценили удобство его использования. До России эти веяния дошли только во второй половине XVII века.

Виды холстов

Когда не профессионалу говорят про холст, то тот сразу представляет себе отрез ткани, но вряд ли может знать, что тип ткани, разные виды плетения оказывают значительное влияние на конечный результат, ведь именно они обуславливают основные характеристики такие как: плотность, износостойкость, не восприимчивость к температуре, вес и т.д.

Полотняной вид плетения получил широкое распространение и известность, в его основе лежит чередование горизонтальных и вертикальных волокон основы.

Так же одним из основных параметров холста является зернистость. По этому признаку холсты принято разделять на три типа: мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. В мелкозернистых холстах в основе используются очень тонкие нити, в крупнозернистых размер волокон соответственно значительно больше.

Материалы для изготовления художественного полотна тоже могут разниться: 

Льняной холст – один из самых широко известных видов ткани для создания художественных произведений. Основными плюсами данного вида холста является его прочность, гидрофобность, независимость от колебаний температуры. Волокна такого холста имеют хорошую длину и равномерны по ширине.

Суровое полотно (бортовка, полотно из отходов первичной обработки льна, театральное полотно) – характерными особенностями данного видя являются неравномерность волокон в основе, как по длине, так и по толщине, иногда они сбиваются в узелки. Качество холста уже не столь высокое, как в предыдущем варианте, но и цена более демократична. Часто применяются начинающими художниками, учениками.

Хлопчатобумажный холст – кок понятно из названия, изготавливается из волокон хлопковой пряжи. Прочность такого холста ниже чем у льняного, более гигроскопичен, при долгом натяжении на раме быстрее и сильнее деформируется. Но фактура его равномерна, а цена значительно отличается от льняного.

Синтетический холст – материалом для данного вида холста является полиэстер. Сцепление между волокнами холста и масляными красками слабее чем у всех натуральных холстов. Чаще всего используется при печати. Основными достоинствами являются мягкость, гладкость поверхности, износостойкость, не подвержен процессам гниения. Если используется в живописи, то чаще с красками и грунтами на синтетической основе.

Смешанные холсты – существую холсты, состав которых скомбинирован из волокон льна и хлопка, либо смесь синтетики и натуральных тканей. Но работать с ним сложно, фактура слишком не однородна, хотя порог износостойкости довольно высок.

Выбор полотна

Для учебных работ, либо для набросков в качестве основы часто используются грунтованный картон, бумага с имитацией холста, либо х/б холст, который натягивают на картон или огралит.

Если вы настроены серьезно, то лучшим выбором среди многообразия полотен будет небелёный, плотный холст однородной фактурой. Такие холсты стоят не мало, но в замен вы получите прочную, устойчивую к перепадам температуры и влажности основу для работы, что будет являться гарантией того, что на слое грунтовки не появятся трещины, а произведение будет иметь тот же самый вид, как в момент его создания.

Что касается зернистости холста, то она выбирается исходя из размеров и характера вашей задумки. Если вы планируете рисовать тонкими мазками, то они будут лучше ложиться на мелкозернистые и среднезернистые полотна. Для насыщенной пастозной живописи больше подойдут прочные крупнозернистые полотна, они выдержат густой слой красок и не деформируются.

Но не смотря на все правила в истории живописи случались и исключения: И.К. Айвазовский, А.Е. Архипов. Их работы могут служить примером того, что и мелкозернистые полотна могут служить для произведений в больших масштабах, и это способствует более тонкой проработке небольших деталей.

Перед началом работы необходимо натянуть холст на основу, проклеить и загрунтовать. Холсты продаются либо метражом, либо отрезами нужной площади. Если же вам не хочется тратить свои силы на это, то в магазинах представлен широкий выбор готовых загрунтованных холстов на подрамниках.


Array
(
)
Комментарий к статье
Оставьте отзыв
Похожие статьи