8 800 301 30 80
звонок по России бесплатный
ежедневно с 9:00 до 21:00
8 800 301 30 80
Звонок по России бесплатный

Анна Расторгуева – художник-иллюстратор, который знает о маркерах и материалах для скетчинга ВСЕ

18.04.2017

Анна РасторгуеваАнна Расторгуева

Анна Расторгуева – художник-иллюстратор, который, без преувеличения, знает о маркерах и материалах для скетчинга ВСЕ. Автор потрясающих иллюстраций и проектов – как художественных, так и коммерческих, преподаватель, бакалавр в области современного искусства, творец и невероятно приятный человек.

У нас не было ни единого сомнения, кто сможет написать максимально полную и подробную статью на такую обширную тему.

Поехали? ;)

Простой карандаш

Верная классика, которая в случае с зарисовками может стать неожиданным препятствием. Нередко многократное рисование, стирание и уточнение приводит к тому, что по прошествии нескольких часов, вместо законченной работы у вас готов лишь неуверенный эскиз. Так что, если и брать в руки карандаш, то рисовать им нужно смело, без ластика, ценить фактуру штриха и не обводить результат "начисто". Также важно использовать весь диапазон тона, от светло-серого до максимально темного, который может дать грифель. Поэтому, в формате скетчей, на мой взгляд, это материал, скорее, для профи, чем для новичков.

Материалы 

Сегодня выбор материалов для скетчинга огромен, и вы можете использовать те из них, которые созвучны именно вашему творчеству. В той же степени, что и сюжет, оригинальный подход к какой-либо технике определяет авторский стиль. Возможно, у вас уже есть любимые приемы, и вы отчетливо представляете желаемый результат. Но бывает и так, что блокнот становится полем для поиска, и тогда на его страницах рождается что-то новое по содержанию и графике. В этой статье представлен небольшой обзор традиционных для зарисовок материалов, и более подробный рассказ про маркеры, их виды и особенности. 

Шариковая ручка

Всегда под рукой, экономична и надежна. Простой и элегантный инструмент для путевых зарисовок. Кроме того, при небольшой сноровке, в зависимости от нажима можно добиться линии разной насыщенности. А еще, не забывайте про разноцветные чернила: синие, зеленые, красные или коричневые!

Капиллярная ручка, линер, рапидограф – вот перечень инструментов для работы с моноширинным контуром. Эти материалы дают равномерную линию одной ширины, вне зависимости от нажима на стило. Наконечник всегда заданного размера, большинство производителей предлагают линейку от 0,01мм до 0,7мм. Поэтому можно выбрать одну ширину линии для основного контура, и несколько дополнительных для расстановки акцентов и деталей. Чем тоньше стержень, тем более деликатного обращения он требует. Ещё один важный параметр – устойчивость к спиртовым чернилам, перед началом работы убедитесь, что контур не размывается маркером. 

Тушь в сочетании с пером или кистью позволяет выводить линию разной толщины, работать пятном или штриховкой, быстро или кропотливо. Техника, где автор волен сам определить степень свободы и спонтанного в рисунке. Из минусов, некоторая ограниченность в мобильности при работе с чернильницей, и угроза случайно залить все тушью.
Маркеры StylefileМаркеры Stylefile


Акварель, пожалуй, самый популярный материал, при работе в скетчбуке с цветом. Каждый автор подбирает собственную палитру, покупает или мастерит портативную коробочку для перевозки краски, экспериментирует с водяными кистями, непроливайками, палитрами и бумагой. Как и в случае с тушью, материал настолько многообразен, что вы можете создавать как мгновенные этюды, так и многочасовые детализированные работы. 


Цветные карандаши набирают все большую популярность в зарисовках благодаря доступности, небольшому весу и графическому потенциалу. Важно в процессе работы использовать весь тональный диапазон грифеля, от легкого нажима до максимально возможной темной линии. Тогда рисунок получиться богатым на оттенки и контрасты (не бойтесь посильнее надавить). Также карандаши могут выступать не только как самостоятельный материал, но и дополнять акварель или фломастеры, заменять недостающие оттенки, сглаживать переходы между цветами, вносить детализацию.

Фломастеры и маркеры на водной основе

Яркие и простые в применении, фломастеры прекрасны для работы в скетчбуках. Быстрая уверенная линия, штриховка, свободное пятно, тон, цвет – все это возможности обычного фломастера. Именно в виде набросков и зарисовок они становятся настоящим "взрослым" материалом, не уступая по выразительности карандашам и краскам. Маркеры на водной основе разнообразны в своей палитре, не просвечивают с другой стороны листа, но смешиваются между собой также, как и обычные фломастеры – штриховкой с наслоением. Если вы хотите добиться плавного перехода из цвета в цвет, то лучше использовать маркеры на спиртовой основе. 

Спиртовые маркеры 

Специальный состав чернил позволяет работать лессировками и добиваться плавных переходов от одного цвета к другому. После нанесения на бумагу краска высыхает почти сразу, однако даже уже высохшая реагирует на следующие накладываемые слои, что позволяет делать градиенты и “вымывать” тон специальным блендером. 
CansonМаркеры Touch



Пишущий узел

Если вы только начинаете рисовать маркерами, обратите внимание на модификации перьев у спиртовых маркеров. В идеале, попробовать перед покупкой все варианты и выбрать тот, что больше вашей манере рисования.


Пуля. Это тонкий наконечник, напоминающий классический фломастер. Рисует линию одной ширины, пятно и градиент можно набирать либо активным закрашиванием плоскости, либо штриховкой. 


Кисть – мягкое и пластичное перо. Дает как тонкую, так и широкую линию, толщина которой варьируется в зависимости от силы нажима. Кистью можно без особых усилий добиться самого плавного перехода между оттенками. Именно этот тип наконечника рекомендован производителями для создания зарисовок и иллюстраций.


Долото. Широкий наконечник удобен для равномерной и быстрой закраски больших плоскостей. При повороте на ребро дает достаточно узкую линию, чтобы аккуратно подвести пятно к контуру или проработать небольшую деталь. 


Широкое долото. Такая модификация есть только у марки Copic, подходит для интерьерных зарисовок, заливки очень больших плоскостей одним цветом, каллиграфии. 


Суперпуля. Это необычайно тонкий наконечник, который также представлен у Copic, даёт линию около 0,5 мм и позволяет прорабатывать даже самые мелкие детали, не отказывая себе в крошечных градиентах.

Для маркеров Copic есть и другие сменные пишущие узлы: круглые, скроенные, узкие и широкие, специально подходящие для каллиграфии. Так что, если вам не хватает базовой комплектации маркера, можно присмотреться к альтернативным комплектующим. Кстати, к некоторым маркерам других брендов эти наконечники так же подходят по разъёму. 
Маркер TouchМаркеры Touch



Замена расходников

Некоторые маркеры хороши возможностью замены комплектующих частей. Вы можете переставить перо или залить чернила. Так срок службы одно корпуса многократно возрастает, что очень выгодно при интенсивном и регулярном рисовании. Одного картриджа с чернилами марки Copic достаточно для 6-9 заправок, в зависимости от модели маркера. В Copic Ciao нужно залить где-то 15 капель, в Copic Sketch 20 и в Copic Classic около 30. Помните, что лучше чуть не добрать полный объем, чем переполнить маркер. В противном случае, излишки будут капать с пера. 

Наконечники тоже подлежат замене. Со временем их структура размягчается и мохрится, происходит деформация. Для каждой линейки есть свои варианты, вы можете как установить базовую форму, так и другую модификацию, в зависимости от желаемой толщины линии или эффекта. 


Палитра

Палитры маркеров поражают своей широтой. Так Copic Sketch представлены 365 оттенками, а, например, Touch Twin 555. Чтобы не запутаться в многообразии, комплект предпочтительнее начинать формировать с базовых цветов. 


Основа любого набора – маркеры в градации серых, ведь ими можно заменить или затемнить другие цвета. Как правило, серые представлены теплой, холодной и нейтральной линейками.  

Нейтральные серые самые универсальные (обозначаются буквой "N").

Тепло-серые маркеры (индекс "W") немного отдают в коричневизну. Они лучше подходят для комбинации и затемнения теплых цветов: красных, желтых, оранжевых. 

Холодные серые с небольшой синевой (индекс "С"), они хороши для смешивания с синими, зелеными и фиолетовыми. 


Шаг насыщенности идет в единицу: W0, W1, W2, W3 и т.д., но для начала можно составить комплект либо из четных, либо нечетных номеров. Этого количества достаточно для создания мягких переходов между тонами. 


Базовые цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и коричневый, розовый и бирюзовый, в идеале, иметь в трёх оттенках (светлый, средний и тёмный). 
<3




Букво-циферный код

Каждый производитель назначает свою маркировку цвета. Фирма Copic использует букво-циферный код, который проставлен на колпачке, частично окрашенном в цвет пера маркера и корпусе. 

Сначала идет буква, которая соответствует общей группе цвета, например: B (blue) синий, G (green) зеленый, а BG (blue-green) сине-зеленые оттенки. После буквы идут две цифры, первая определяет чистоту цвета, так 0 – это самый яркий и открытый вариант, а 9 – сложный, с серинкой. Например, G12 – будет салатовым, а G92 – оливковым. Вторая цифра определяет свето-теневую насыщенность. 0 соответствует самым светлым пастельным оттенкам, 9 – самым темным. 


Разумеется, у каждого художника свое видение цвета, поэтому перечисленные тут рекомендации носят скорее ознакомительный и общий характер. Ведь если вы будете специализироваться на ботанической иллюстрации, понадобится гораздо больше зеленых, а для работы над архитектурой – древесные и каменные оттенки. Когда тема будущих зарисовок определится, можно поискать подходящий готовый набор или дополнить базу. 


Бумага

Для рисования зарисовок спиртовыми маркерами можно использовать разные виды бумаги. Обсудим основные варианты. 


Маркерпад. Это специальная разработка для работы спиртовыми маркерами, где лист состоит из двух слоёв – целлюлозы и полимера. Благодаря последнему, чернила на проходят лист насквозь, не пачкают следующую страницу и очень экономично расходуются. Особенно интересны маркерпады с тончайшими листами 60-80 гр, которые используются для отрисовки анимации, ведь страницы прозрачны подобно кальке. На более плотных листах можно делать сложные и насыщенные градиенты, маркеры смешиваются идеально. 


Двухсторонняя маркерная бумага – новейшая разработка, когда барьерная прослойка убрана внутрь листа и с обеих сторон покрыта целлюлозой. В таком варианте плотность бумаги достаточно большая, около 200гр. Несомненное преимущество - возможность рисовать с двух сторон. Особенно, если такая бумага в альбоме или блокноте, вам не нужно пропускать развороты, все страницы будут заполнены чистовыми рисунками. И как в случае с маркерпадами, на двухсторонней маркерной бумаге получаются замечательные и плавные градиенты. Кроме того, состав бумаги не позволяет маркерам растекаться, так что пятно цвета не будет выходить за пределы намеченного контура и рисунок будет выглядеть аккуратно. Общая особенность для всех видов маркерной бумаги – количество возможных цветовых проходов. Так как слой целлюлозы не очень толстый, он может вобрать ограниченное количество пигмента (оптимально 2-3 слоя), избыток да будет подсыхать на поверхности тонкой плёнкой.


Обычная бумага также может использоваться для рисования маркерами. К сожалению, спиртовые чернила будут проходить в ней насквозь, независимо от плотности листа, да и их расход из-за этого существенно возрастает. Чтобы выбрать наилучший вариант, обращайте внимание на состав и качество бумаги, она должна быть максимально гладкая и хорошо проклеенная. Если лист рыхлый и фактурный, маркеры будут уходить в него, как в промокашку, давая неровное по границам пятно, которое станет увеличиваться в размерах и уходить за намеченные границы при обильном нанесении цвета. Глянцевая бумага и разные виды меловки тоже не подойдут, чернила будут скатываться, образуя маленькие капельки и кляксочки. 


 <3
IMG_6618.JPG



Array
(
)
Комментарий к статье
Оставьте отзыв
Похожие статьи